Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возрастаРебенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песни, каждом блике материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы и явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют его.

Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с ранней поры может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от безобразного и соответственно относиться к ним.

Главной задачей дошкольной педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.

Эстетическое воспитание является масштабным, сложным делом, которое предусматривает привлечение ребенка в контекст прекрасного как универсума, в систему общецивилизационных эстетических художественных ценностей, поскольку прекрасное является целостным, единым в своей всеобщности, воплощает в себе эстетический, художественный гений, который является одинаково ценным для каждого народа.

Имея общечеловеческую ценность, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направление ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единстве прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала. И к этому тоже необходимо постепенно готовить детей, начиная с дошкольной поры. Вся эта проблематика конкретизируется в задачах эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей — их цвет, звук, форму, что обусловливает необходимость развития сенсорной культуры детей. Эстетическое восприятие возникает лишь при эмоциональном отношении к тому, что ребенок воспринимает.

Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:

  • Способность к эмоциональному переживанию.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта, самостоятельного обучения, поисковым действиям.
  • Специальные художественные и творческие способности.

Воспитывая у детей умение воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценке, формированию эстетических представлений и суждений. Формирование элементарного эстетического сознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с эталонами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве.

Детям помогают овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления), знания о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства (художников, музыкантов), а также выяснить сущность эстетических оценок (хорошее, нехорошее, уродливое, смешное).

Многоаспектные задачи эстетического воспитания могут быть решены на основе развития таких важных личностных качеств, как инициативность, креативность, способность своеобразно воспринимать мир.

Добавить комментарий