Развитие умственных способностей у детей

Развитие умственных способностей у детейРазные индивиды неодинаково овладевают знаниями, приобретают навыки и умения — это зависит от способностей. Способности — психические особенности человека, которые создают предпосылки для успешного овладения определенным видом деятельности.

Естественной основой способностей индивида есть задатки. Формой проявления способностей является одаренность (высокий уровень общих и специальных способностей, которые являются предпосылкой творческих достижений) и талант (сочетание особых способностей, благодаря которым человек создает значимые, новаторские продукты деятельности).

В старших классах проявляются такие качества умственной деятельности ребенка:

  • Любознательность.
  • Способность к поиску различных способов решения. Она является источником активности ребенка, стремления глубоко и разносторонне познать мир. Порождает и обеспечивает функционирование познавательного интереса, который является эмоционально окрашенным выражением потребностей человека. Предостерегает от «игры в любознательность», побуждает педагогов и родителей к созданию благоприятных условий для развития ребенка.
  • Критичность — способность к объективной оценке фактов, явлений и анализа результатов деятельности.
  • Сообразительность — скорость мыслительной реакции.
  • Вдумчивость — глубина и сосредоточенность умственной деятельности.

Для развития познавательных интересов и познавательной активности необходимо формировать богатый и разнообразный сенсорный опыт детей, последовательно развивать основные виды мышления, игровую и другие виды деятельности (общение, производительную, учебную), расширять и углублять знания, совершенствовать общие и специальные навыки умственной деятельности (обследования предметов, наблюдение за явлениями окружающей действительности, выделение существенных признаков предметов и явлений, сравнение и обобщение т.п.).

Уже в дошкольном возрасте нужно учить ребенка самостоятельному поиску знаний, что способствует формированию умения эффективно познавать действительность. Очень благоприятной средой для развития познания и активности является природа. Эффективное умственное воспитание зависит от того, насколько умелым и целенаправленным является педагогическое руководство процессом умственного развития, от педагогических умений, личного примера и настроенности педагога постоянно работать над обогащением ума ребенка.

Добавить комментарий