Программы воспитания в детских садах, одобренные государством

Типовая программа дошкольного образования

Наиболее распространенной в настоящее время является программа дошкольного воспитания, разработанная авторским коллективом: М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Ее используют около 96% детских дошкольных учреждений в России. Первая редакция этой программы вышла еще в 1985 году, с тех пор она дважды переиздавалась, и последнее издание, улучшенное и дополненное с учетом многолетнего опыта, увидело свет в 2005 году.

Ключевой идеей является создание вокруг дошкольника благоприятной для его роста и развития обстановки и постепенное приобщение его ко всем аспектам культуры человеческого общества.

Программа структурирована по четырем возрастным группам, соответствующим определенным этапам развития дошкольника. Для каждого возраста приводятся соответствующие ему психофизические характеристики, в соответствии с которыми обозначаются задачи обучения и развития, предлагаются виды деятельности для их достижения.

При этом программа включает в себя воспитательную деятельность по семи направлениям: физическое, трудовое и нравственное воспитание, умственное развитие, формирование художественно-эстетических ценностей, знакомство с художественной литературой, игровая деятельность.

Данная программа полностью соответствует общим нормативным актам, регулирующим образовательную деятельность в России.

Программа «Радуга»

Программа дошкольного развития «Радуга» была разработана группой авторов под руководством Е.В.Соловьевой более 10 лет назад. Она стала первой инновационной методикой, выступившей в качестве альтернативы устоявшейся традиционной программе М.А.Васильевой. Пройдя более чем шестилетнюю проверку опытом в десяти различных регионах страны, «Радуга» по итогам независимой экспертизы Министерства образования была рекомендована к внедрению в дошкольных образовательных учреждениях.

Здесь большое внимание уделяется сохранению здоровья детей, обеспечению комфортного психологического состояния, своевременному и всестороннему развитию личности каждого ребенка. В соответствии с цветами радуги в программу включены семь направлений деятельности детей: физическая культура (включая гигиенические навыки), игра, конструирование, изобразительное творчество и художественный труд, музыка и пластическое искусство, математика и развитие речи. Все это обеспечивает хороший уровень подготовки выпускников детского сада к школе.

Программа «Истоки»

Программа «Истоки» создана в научном центре «Дошкольное развитие» им. А.В.Запорожца группой авторов под руководством Л.А. Парамоновой. Основополагающим принципом этой методики является концепция психологического возраста ребенка, определяющегося как этап развития его личности. В соответствии с этим допускается объединение в группы детей разных годов рождения, находящихся на одном этапе психического развития. Для каждого из четырех этапов развития в дошкольном возрасте задаются четыре основополагающих направления развития: физическое, познавательное, социальное и эстетическое. Программа также содержит существенное количество дополнительных разделов, таких как «Здоровье», «Природа и ребенок», «Культура и быт» и так далее.

Программа «Детство»

Программа «Детство» выпущена преподавателями РГПУ им. А.И. Герцена. В ее основе лежат принципы гуманистической педагогики.

«Детство» акцентируется в первую очередь на создание условий для целостного и гармоничного развития дошкольника, а именно: физического, умственного, волевого, эмоционально-нравственного и социально-личностного развития. Программа разделена на тематические блоки: «Познание», «Созидание», «Гуманное отношение», «Здоровый образ жизни» и новый важный блок «Отношение к самому себе». Каждый блок разбит на три возрастные ступени. Сами занятия организованы по принципу обобщения и систематизации личного опыта ребенка. Продолжительность занятий, их количество, время и место проведения жестко не регламентированы – это на усмотрения педагога. Одним из важных аспектов программы и ее отличительной чертой является воспитание у ребенка позитивного отношения к миру.

Программа «Детский сад 2100»

Эта программа, разработанная под руководством А.А. Леонтьева, нацелена на обеспечение интегрированности образования в дошкольном периоде и в школе. Она выстроена по принципу преемственности с образовательной школьной программой «Школа 2100». Это единственная программа, которая дает реальное решение данной проблемы. В дошкольном периоде большое внимание уделяется формированию познавательных навыков, практического опыта познавательной деятельности и самопознания, развитию памяти, воображения, мышления и речи.

Результатом является наиболее полное раскрытие в каждом ребенке его индивидуального потенциала, умение взаимодействовать с педагогом и готовность к освоению школьной программы.

Программа «Развитие»

Эта программа предложена учебным центром Л. А. Венгера. В основе ее лежат всего два основных принципа. Первый – идея А.В. Запорожца о дошкольном периоде как самоценном этапе развития, что предполагает отсутствие навязанных видов деятельности, чуждых интересам ребенка. Второй – теория Л. А. Венгера о развитии детских способностей, под которыми подразумеваются возможности ребенка решать те или иные задачи при помощи характерных для данного этапа развития средств. В соответствии с этим для четырех возрастных групп предлагаются методики развития сенсорных восприятий, введения в грамоту и развития речи, формирования основных представлений о себе и мире, знакомства с природой и основами экологии, формирования начальных математических и пространственных представлений и так далее.

Разделы музыкального и физического развития в программе отсутствуют. Авторы рекомендуют использовать для этих целей отдельные специализированные методики.

Добавить комментарий