Почему ребенок не хочет читать?

Современные требования к школьному обучению предполагают, что к моменту поступления в первый класс ребенок уже должен уметь читать, но это умение формируется не у всех детей одинаково и не в одни возрастные сроки.

Несколько причин, почему ребенок не хочет читать

Основная причина – это ранний возраст, и, как следствие, неразвитость абстрактного мышления, которое помогает воспринимать буквы и звуки как символы тех слов, которые ребенок обычно произносит. До трех лет дети не способны к анализу (разделению на части) слов на буквы и звуки. Происходит только механическое запоминание букв, которые родители часто демонстрируют малышу в сочетании с иллюстрацией. Такое запоминание происходит непроизвольно, но это еще не является чтением.

Причиной, почему ребенок не хочет читать, могут быть и проблемы с развитием речи, так как при этом малыш не выговаривает ряд звуков, которые и не может выделять при чтении или написании. При логопедической работе с произношением у ребенка появляется и интерес к данным звукам и буквам.

Отсутствие интереса к чтению может быть результатом получения информации о мире с помощью готовых визуальных образов, которыми богато телевидение и интернет. При чтении знания приходится «добывать», трудиться над составлением слова из отдельных букв, а предложения – из слов. И только после прочтения текста информация может быть получена. Может быть не каждый ребенок готов приложить усилия к такому труду?

Повышенная возбудимость и активный темперамент не могут помочь оставаться ребенку усидчивым, чего требует начало обучения детей чтению. Поэтому именно эта причина может быть ответом на вопрос: почему ребенок не хочет читать. Для обучения таких детей следует «уловить момент», когда у них появится собственный интерес к чтению, вовремя среагировать и помочь ребенку усвоить грамоту.

Отсутствие условий для обучения чтению – немаловажная причина нежелания ребенка читать. Такими условиями могут быть: наличие в доме книг по интересу и возрасту ребенка, доступный для восприятия шрифт в книгах, короткие текстовые отрезки под иллюстрациями, интерес самих родителей к чтению книг, журналов, газет. Процесс идентификации с родителями, т.е. желание и стремление быть похожими на них, вначале формирует потребность копировать их поведение (сидеть на диване с их книгой, листать журналы), а затем уже и приобретать их навыки: читать и делиться информацией о прочитанном.

Рекомендации по созданию у ребенка интереса к чтению

Прежде всего, необходимо понять, почему ребенок не хочет читать: это связано с его развитием, с особенностями воспитательной среды или отсутствием навыка? Часто даже простое применение правильной методики обучения чтению дает очень быстрый положительный результат. Одним детям требуется игровая форма обучения, а другим бывает достаточно попасть в среду уже читающих детей, и его собственные мотивы «догнать» их в этом умении позволяют быстро научиться читать.

От любой деятельности ребенок должен получать удовольствие. Только тогда она становится началом положительной привычки. Процесс чтения также должен сопровождаться радостью, моментами удивления, возможностью получить похвалу. Тогда вопрос — почему ребенок не хочет читать, — отпадет сам по себе.

Добавить комментарий