Народная педагогика и кризисы в жизни детей

Народная педагогика и кризисы в жизни детейПризнавая необходимость возрастного и индивидуального подхода к ребенку, современная педагогика опирается на идеи этнопедагогики, которая аккумулировала психолого-педагогические знания об индивидуальных особенностях воспитания. Наибольшее внимание уделяет характеристике детей от рождения до пяти лет. Это свидетельствует о том, что народ эмпирически пришел к выводу о решающей роли раннего детства в формировании личности.

Народная педагогика дает психолого-педагогическую характеристику каждому году жизни ребенка до пятилетнего возраста. Согласно этнопедагогике каждый возраст ребенка требует соответствующего воспитания, в котором самое главное — соучастие во всех достижениях развития.

В народе говорят, что человек, кроме своего детства, столько раз учится ходить, говорить, действовать самостоятельно, сколько у него есть детей. Народная мудрость подчеркивает необходимость гуманного воспитания: не вмешательство, не управление, а соучастие в развитии ребенка. В психическом развитии ребенка наблюдаются периоды относительно умеренных, постепенных изменений (ребенок в течение длительного времени сохраняет одинаковые психологические черты) и резких, скачкообразных изменений, связанных с исчезновением предыдущих, появлением новых психологических черт. Их называют возрастными кризисами.

В стабильном периоде развитие происходит постепенно, путем малозаметных изменений, которые реализуются скачкообразно — как новообразования в организме и психике человека. Относительно коротким по времени критическим периодам свойственны ощутимые изменения развития.

Возрастные кризисы возникают при переходе от одного возрастного периода к другому, в результате качественных преобразований в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

В детском возрасте выделяют кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис шести-семи лет, подростковый. Кризисные периоды часто связаны с трудностями в налаживании контакта с ребенком, поскольку новый этап развития требует изменения отношения к нему, а взрослые в основном практикуют привычный стиль воспитания. Опытные, вдумчивые родители, педагоги в своем взаимодействии с ребенком исходят из того, что кризисные периоды возникают непременно и не так трудно взрослому в этот период общаться с ребенком, как ему с собой и другими людьми. Взрослые должны все время открывать новые возможности ребенка, создавать условия для их развития. Психологическая характеристика возраста обнаруживает, прежде всего, те психические качества, которые можно и необходимо сформировать у ребенка.

Добавить комментарий