Методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения ребенка

Методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения ребенкаВоспитание предусматривает направление ребенка на соблюдение нравственных норм, запрет их нарушений. С этой целью используют:

1. Пример других. Эффективность его основывается на способности дошкольника к подражанию людей, окружающих его. Бесспорно, это должны быть популярные среди детей личности.

2. Педагогическая оценка поведения, поступков ребенка. Педагогическая оценка имеет ориентирующую (уточняет представления детей о моральных требованиях) и стимулирующую (поощряет нравственное поведение) функции. Важно, чтобы она была объективной, своевременной, а ее требовательность, принципиальность сочетались с добрым отношением к ребенку, заинтересованностью в его успехах. Кроме того, ребенок должен знать, чем мотивирована конкретная оценка его поступка.

3. Коллективная оценка поведения, поступков ребенка. Использование ее обеспечивает единство представлений и поведения дошкольника. Любые действия ребенка имеют в своей основе определенную цель, нравственную направленность, а их последствия порождают чувство удовлетворения, уверенности в себе или стыда, недовольства. При этом следует учитывать, что дошкольникам присуща высокая эмоциональность, поэтому при оценке их поступков необходимо исходить из того, какие чувства пытается пробудить педагог.

Одобренные педагогами, сверстниками нравственные поступки вызывают положительные переживания ребенка. Еще сильнее переживает ребенок свои неправильные действия, неудачи, которые получили публичную оценку. Это означает, что инструментом коллективной оценки следует пользоваться осторожно. Кроме того, привлекая детей к оценке поступков сверстников, воспитатель не должен отождествлять оценку поступка с оценкой личности ребенка («Ты плохой», «Ты хороший»). Вместе с тем важно подчеркнуть необходимость правильного способа поведения, посоветовать, как можно достичь этого.

4. Утверждение нравственных поступков ребенка. Дошкольникам свойственно стремление к личностному совершенствованию, признание их поведения достойным. Одобрительная оценка поощряет нравственные поступки, дает пример для подражания другим детям, обеспечивает их доброжелательное отношение, формирует основы коллективного мнения. Заслуживает поддержки стремление детей не только самих себя хорошо вести, но и требовать соответствующего поведения от сверстников.

Далеко не все дети одинаково способны к альтруистическим поступкам. За доброе дело нужно благодарить, не бояться выделять ребенка среди товарищей, особенно тогда, когда он обнаруживает устойчивую гуманистическую направленность. Особенно актуальна устойчивость нравственных мотивов, которая является предпосылкой настроенности ребенка на добрые поступки не только тогда, когда ее видит и оценивает воспитатель, но и при отсутствии педагогического контроля, и не только в детском саду.

5. Поощрение ребенка к нравственным поступкам. Пользование этим методом требует от воспитателей и родителей большого педагогического такта. Стремление к нравственному поведению должно быть поддержано, одобрено взрослым, однако каждый раз это делать сложно. Ребенка надо подвести к осознанию, что такое поведение важное, необходимое и полезное для него, приятное для других. Поощрения необходимы, если ребенок впервые проявляет инициативу в нравственных поступках: уступает собственными желаниями, временем, дорогими для него вещами, игрушками в пользу других; ведет себя морально относительно того, кто его обидел. При этом ребенок должен понимать поощрения не как обязательную поддержку его поступков взрослыми, а как внимание к его личности. Чем старше дети, тем важнее стимулировать самостоятельность их морального выбора.

6. Осуждение недостойных поступков ребенка. Учитывая особенности психического развития ребенка, этот метод используют редко, поскольку он может причинить ему моральный вред, вызвать негативное отношение к личности педагога. Дошкольник должен знать, что определенный тип его поведения огорчает взрослого, а переживание должно стимулировать исправление ошибки. Обращая внимание на неправильный поступок ребенка, необходимо выражать уверенность в том, что он может поступить иначе («Мне жаль, что ты не уступил место девочке. Надеюсь, что в следующий раз ты не забудешь об этом»).

Каждая конкретная педагогическая ситуация предполагает соответствующий выбор методов воздействия на нравственное сознание и моральную практику ребенка, эффективность зависит от комплексного их использования. При любой форме взаимодействия педагог должен проявлять уважение к личности ребенка, уверенность в перспективах его развития, стимулировать процесс самовоспитания.

Добавить комментарий