Кризис первого года жизни ребенка

кризис первого года жизни ребенкаПримерно с 9-18 месяцев у детей наблюдается кризис одного года. Они могут себя вести капризно, отказываться есть, толкать родителей. В кризис первого года жизни родители удивляются, ищут причины изменений в поведении малыша. И это совсем не означает, что ребенка воспитывают не правильно.

Эти изменения закономерны для всех детей на определенном возрастном этапе. Любой кризис, и кризис первого года жизни в том числе, сопровождается негативными реакциями, которые малыш проявляет чрезвычайно ярко, и обойти их нельзя — через это проходят почти все дети.

Что происходит с малышом в этот период

Кризис одного года выделяется тремя моментами:

Во-первых, становление ходьбы

В кризис первого года жизни кроха уже начинает ходить сам, что сильно влияет на его развитие. Теперь ему многое становится доступно. Но бывают случаи, когда в кризис одного года ребенок стал ходить, но вдруг опять начал ползать. Это означает, что еще не произошло полное созревание ходьбы, и в это время его активное развитие заняло, например, мышление. Ждите, и ребенок опять начнет ходить.

Во-вторых, акты протеста

Кризис одного года отличается большими изменениями в волевой сфере. Ребёнок начинает проявлять акты протеста. В кризис первого года жизни такие реакции проявляются иногда с огромной силой. Например, малыш, которому было в чем-то отказано, начинает отказываться ходить, падает на пол и громко кричит.

Такие припадки схожи с эпилептическими, но отличаются отсутствием энуреза, обильного слюнотечения и потери сознания. В них вы можете увидеть признаки регресса в поведении ребенка, он как бы возвращается к раннему периоду. Такие проявления вытекают из-за взаимного недопонимания, которое появляется в кризис первого года жизни.

Итак, в кризис одного года дети на ограничения и запреты проявляют бурные реакции: топот, плач, щипки, крик, падения, агрессия к другим.

В-третьих, развитие автономной речи

В кризис первого года жизни развивается автономная речь. Так называют ряд форм, которые замещают речь и являются начальной ступенькой для развития речи. С ее помощью совершается переход от безъязычного периода к языковому.

От речи взрослых она отличается в двух направлениях:

  • Звуковой состав слов малыша не похож на звуковой состав слов взрослых.
  • Слова ребенка отличаются от слов взрослых по значению. Т.е. у него собственная, выдуманная речь, и одно слово, например, может означать большой круг явлений. Еще можно отметить, что вместе со своими словами у крохи есть понимание и слов взрослых.

Кризис первого года жизни, его начало и конец, совпадают с началом и концом автономной речи.

кризис первого года жизни ребенка

Чего делать нельзя ни в коем случае

В кризис первого года жизни родителям надо понять главное — негативизм малыша является его нормальным поведением. Он учится утверждать себя. А чтобы преодолеть кризис 1-го года безболезненно, основная задача родителей — поддержать малыша, перестроив способ взаимодействия с ним и свое поведение.

Теперь в кризис первого года жизни вы для него не всесильное существо, которое предвосхищает все его потребности, а чуткий помощник и товарищ по игре. В кризис одного года вы должны не руководить, а сотрудничать с малышом. И нельзя забывать о том, что ему постоянно надо показывать свою любовь – это очень важно, чтобы преодолеть кризис 1-го года.

Вспышки негативизма в кризис первого года жизни крохи очень часто связаны с огромным количеством запретов. Чтобы их избежать, попробуйте создать для малыша максимально безопасную среду. Чтобы преодолеть кризис 1-го года безболезненно, уберите все опасное и ценное, заприте ящики на ключ, а острые углы «смягчите». Вместо прогулок по опасным магазинам и улицам, где слово «нельзя» звучит постоянно, выберите спокойные скверы.

Однако, убрав в кризис одного года все ценные вещи, еще раз подумайте, а надо ли это прятать их от ребенка. Например, почему ему нельзя поиграть немного на папиной гитаре? Ну, конечно, под присмотром.

Чтобы преодолеть кризис 1-го года, необходимо еще раз продумать и систему запретов. Пусть малыш залезет на стул тогда, когда мама присматривает. А почему нельзя брать песок руками в песочнице? Если подумать, многие «нельзя», звучащие в кризис одного года, вызваны нежеланием стирать грязные вещи или тысячный раз подсаживать на дерево.

Малыши очень чуткие к вашему тону – в кризис первого года жизни забудьте крик или «назидательные» интонации. Запрещая, объясните спокойно, почему вы так поступили. Попробуйте подыскать сразу же альтернативу: можно изорвать не книжку, а старую газету, лежать не на земле, а на лавочке.

Также причиной детского негативизма в кризис одного года является непонимание родителями своего ребенка. Конечно, кроха и сам пока плохо разбирается в своих желаниях. В кризис первого года жизни вам остается лишь внимательно наблюдать за малышом и учиться его понимать.

Если прислушаться к его лепету и разобрать, что он имеет в виду, поводов для капризов станет меньше. Куда он глядит, когда произносит «бу-бу»? К чему тянется, произнося какое-либо «слово»? И тогда преодолеть кризис 1-го года вам будет легче.

В кризис первого года жизни малыш должен быть уверен, что мама его не бросит. Кризис одного года – это не лучший период для того, чтобы тренировать самостоятельность, а в жесткой форме — особенно. Если вам надо отойти – не делайте это внезапно или, еще хуже того – пока он не видит, «потихоньку». Малыша обязательно предупредите, куда вы идете и когда придете, приласкайте его.

Бывает, что в кризис одного года ребенок боится отпустить вас даже в ванную. Не смейтесь, не стыдите его, не оставляйте в комнате одного насильно – страхи пройдут, а комплексы и неврозы, полученные таким образом – нет. Поэтому, чтобы преодолеть кризис 1-го года без этих симптомов, найдите  компромисс – пусть малыш посидит в ванной на стуле и поиграет, пока вы заняты.

Иногда у вас неотложные дела, а кроха требует внимания. Ему в кризис первого года жизни, как правило, важно не время, которое вы с ним проведете, а просто ваше присутствие. Если вы всего минут 15 посвятите «страдальцу», то это его успокоит. Потом он сядет рядом, и будет спокойно играть.

Плач и истерики в кризис одного года могут быть вызваны и скукой, и  усталостью, и желанием того, чтобы был отменен запрет. Преодолеть кризис 1-го года вам помогут хорошо известные методы борьбы со скукой: разговоры, пение, чтение стихов, игры.

Если капризы в кризис первого года жизни по поводу запрета, тогда вам лучше придерживаться жесткой  позиции (нет – это значит, нет!), т.к. малыш привыкнет, что добиться можно всего – стоит только покричать. В своих требованиях будьте тверды, но не агрессивны – переключите его внимание, а не кричите или наказывайте в ответ. В кризис одного года не сердитесь на ребенка – полезнее научиться его отвлекать.

кризис первого года жизни ребенка

Как развивать самостоятельность

Любое самостоятельно сделанное действие доставляет малышу удовольствие. Уже где-то в 7 месяцев ребенок радуется, если, предприняв несколько неудачных попыток, у него все же получилось дотянуться до игрушки. В кризис первого года жизни малыш будет доволен, если мама ему впервые даст возможность есть самостоятельно, и уже потом он будет протестовать против кормления взрослым.

Заведенный самостоятельно робот доставит ребенку больше радости, чем робот, заведенный родителями. Однако такому раннему проявлению самостоятельности требуется закрепление. Для того чтобы ребенок и дальше старался по мере возможности делать самостоятельно все, что может и получать от этого удовольствие, необходимо пользоваться некоторыми воспитательными приемами.

Поощряйте самостоятельность ребенка

У крохи возникнет желание самостоятельно выполнять что-либо, если его усилиям будут сопутствовать успех. Также для ребенка важно и то, как относятся к этому взрослые. Желание делать что-либо самому усилится, если они его похвалят и одобрят.

Не торопитесь помогать

Иногда родители спешат помочь ребенку. Маме «жалко» глядеть, как «мучается» ее малыш, пытаясь застегнуть брюки, и она торопится это сделать за него. А иногда в родителях говорит обыкновенный эгоизм или отсутствие терпения: «Легче сделать самой, чем ждать, а затем переделывать».

В кризис первого года жизни имейте терпение, дайте ему шанс самому сделать, и если уж у него ничего не получается, помогите. Оказывайте помощь в том случае, если ясно, что кроха сам не справится, но и тут надо постараться выполнить действие вместе с ним.

Обозначьте временные рамки

Лучше предупредить малыша заранее и договориться о том, что надо будет прерваться в работе или игре. Любой ребенок на этих условиях согласится и проблем не будет.

И не забудьте, что с возрастом, привлекая ребенка все больше к участию в кормлении, одевании, и, поощряя его самостоятельность в преодолении затруднений, вы будете способствовать развитию у него самостоятельности и умению преодолевать проблемы. А это достаточно ценные качества для развития личности ребенка.

Детские игрушки ребенка

Малышу год. Он сам ходит, может взять то, что ему надо, и до всего дотянуться. Теперь он способен выполнить ваши простые поручения: отнести книгу на полку, дать бабушке куклу. Любое поручение взрослых воспринимается с радостью и выполняется с ответственностью.

кризис первого года жизни ребенка

Но его ходьба еще не уверенная, ему легче бегать, т.к. у него плохо развиты чувство равновесия и координация движений. Чтобы развить эти способности,  вы можете купить для малыша специальные игрушки-каталки, которые начинают «оживать» во время движения, когда кроха начинает ее везти, например, бабочка, машущая крыльями. В дальнейшем эта игрушка сделает его ходьбу автоматической.

На 2 году жизни в кризис одного года дети активно овладевают действиями с предметами быта, подражая поведению родителей. Это кастрюли, ложки, расчески и т.п. Они требуют выполнение определенных действий, нелегко дающихся малышу. Но существуют  специальные игрушки, помогающие развивать умение действовать с такими предметами. Малыш, играя с ними,  тренирует руку, развивает психические процессы и ловкость движений рук. Это:

  • лопаточки для копания, совочки;
  • тарелочки и ложечки, чтобы кормить кукол;
  • колышки для забивания и молоточки;
  • удочки с магнитом, чтобы ловить рыбок;
  • сачки для вылавливания предметов.

В кризис первого года жизни познавательные способности крохи – его внимание, память, мышление – развиваются в процессе манипулирования с предметами. Были придуманы специальные игрушки, подсказывающие, как с ними надо обращаться. Чтобы играть с ними правильно, надо соотнести форму, размер или расположение отдельных частей. Это:

  • пирамидки;
  • «коробки форм»;
  • простые кубики;
  • матрешки;
  • вкладыши.

Чтобы активизировать речь малыша, в кризис одного года вы должны иметь:

  • картинки с изображением  людей, предметов, животных;
  • сюжетные картинки, где изображены действия (мальчик спит, девочка играет с куклой);
  • наборы картинок с разным пространственным расположением одних и тех же предметов (например, птичка сидит под деревом, на дереве), чтобы малыш научился понимать пространственные предлоги.

Малышам также полезно слушать звукозаписи сказок, что способствует пониманию связной речи и представлению простых сюжетов.

Также должны быть игрушечные животные, разные куклы и кукольная утварь для развития воображения и игровой деятельности.

Стоит ли бояться кризиса первого года жизни

Кризис первого года жизни – явление закономерное. Родителей не должна пугать острота его протекания. Это не является отрицательным показателем. Наоборот, яркое проявление кризиса свидетельствует о том, что все возрастные новообразования, которые нужны для дальнейшего развития его личности, уже сложились в его психике. И, наоборот, если кризис первого года жизни протекает без внешних проявлений и создается иллюзия благополучия, значит, в развитии малыша не произошло нужных возрастных изменений. Опасность несут проблемы недопонимания, а не сам кризис.

Автор: Тихонова Ольга

Специально для сайта «Мир женщины»

Добавить комментарий