Формирование мышления, памяти, воображения у ребенка

Формирование мышления, памяти, воображения у ребенкаПередача детям знаний предполагает формирование у них определенных способов восприятия (умения наблюдать, рассматривать и обследовать предметы и т.п.), развитие процессов (речи, мышления, воображения, памяти, внимания).

В процессе развития чувственных способов познания мыслительные операции сначала происходят на сенсорном (чувственном) уровне. Знания, полученные на основе этих способов познания, возникают как представление. С расширением круга представлений, с обобщением знаний развиваются сложные мыслительные действия (сравнение, классификация), которые разворачиваются на основе не только чувственного, но и рационального познания. Эти процессы связаны, прежде всего, с развитием речи (пополнением и активизацией словаря, воспитанием звуковой культуры), связной речи (речь, для которой характерна содержательная и грамматическая связь слов, словосочетаний, предложений) как важными направлениями умственного воспитания.

Ведь слово является основным средством познания окружающего мира. Вещание с помощью сформулированной на словах задачи, направляет ребенка на поиски способов ее решения, отражает содержание конкретных образов-представлений, является инструментом обобщения, анализа, сравнения, формирует суждения и умозаключения. С развитием сенсорики (чувственной сферы) происходит переход к логическому мышлению, ребенок приобретает общие представления, которые будут основой развития его познавательной активности.

Мышление — отражение действительности в виде ее анализа и синтеза, связанный с речью психический процесс поисков и открытий нового. У школьника формируются и совершенствуются главные умственные действия:

  • анализ (разложение целого на его составляющие)
  • синтез (объединение)
  • сравнение (установление подобных и отличительных признаков объектов)
  • обобщение (переход к общему)
  • классификация (распределение предметов по определенным признакам) и др.

Важное значение для умственного развития ребенка имеет развитие внимания. Внимание — направленность и сосредоточенность личности, предусматривающая повышение сенсорной, мыслительной активности индивида. На основе внимания развивается внимательность и наблюдательность ребенка. Психологические исследования свидетельствуют, что в дошкольном возрасте с помощью слова можно привлечь внимание ребенка к любым предметам, деятельности, научить усилиями воли концентрировать внимание на выполнении конкретных задач.

Результаты мыслительных операций ребенка не исчезают бесследно. Они фиксируются, хранятся, воспроизводятся в коре мозга в зависимости от жизненных ситуаций, потребностей. Это означает, что память является особой формой психической жизни человека, аналитико-синтетической деятельности.

Память — процессы фиксации (запоминания), хранения, воспроизведения, забывания индивидом его предыдущего опыта. От того, как в дошкольные годы будет развита память ребенка, зависит, какого масштаба достигнет ее объем, насколько эффективным будет произвольное запоминание (подчиненная определенной цели целенаправленная умственная деятельность по закреплению нового материала), в значительной мере будет зависеть дальнейшая умственная деятельность.

В процессе приобретения опыта, формирования мышления происходит развитие воображения. Воображение — процесс создания человеком образов объектов на основе предыдущего опыта. В психической жизни ребенка воображение важно, поскольку в этом возрасте оно особенно подвижно. При правильном умственном воспитании воображение не отвлекает сознание от действительности, а помогает процессу его познания. Опытный педагог, заботясь о развитии воображения, пытается создавать детям основу для ярких впечатлений, воспитывать способность и стремление к творческим замыслам и их реализации.

Добавить комментарий